Методические разработки


   
Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности с элементами экологии в средней группе «Берегите природу!»
Цель: - формировать у детей основы познавательно – исследовательской деятельности, экологической культуры.
Задачи:
•Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с правилами поведения в природе.
•Развивающие: развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, мышление, связанную речь.
•Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к природе.
Материалы и оборудованиеэкологические знаки, аудиозаписи «Звуки леса»«Автобус» муз. Железновой, игра «Собери цветок», бабочки для дыхательной гимнастики, муляжи грибов, фигуры животных и птиц леса, деревья, игра «Сделай запасы», плакат «Берегите природу
Ход занятия.
Ребята, что вы видите и слышите? (Летит ракета)
Давайте вспомним пальчиковую гимнастику «Космонавт»

В тёмном небе звёзды светят,
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит.
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря.



Видит он весь шар земной,

Шар земной – наш дом родной.
Сжимаем и разжимаем кулачки.
Потираем ладонь о ладонь.
Сжимаем и разжимаем кулачки.
Имитируем бинокль.
Разводим руки в стороны ладонями вниз.
Руки поднимаем вверх, показывая высоту гор. Ладони соединяем и выполняем волнообразные движения, имитируем реку. Разводим руки в стороны ладонями вверх.
Соединяем руки над головой.
Попеременно пожимаем руки.
Куда летит ракета? (На планету Земля)
Кто живёт на этой планете?
Ребята, посмотрите почему – то наша планета грустит. Что же случилось?
Нам пришли фотографии из космоса, давайте посмотрим.  (Всё замусорено)
А можем ли мы как – то помочь нашей планете?
Скажите, чего больше на нашей голубой планете?
Конечно воды. Предлагаю начать с очистки  воды.
Опыт «Очистка воды»
Что произошло с водой?
Нам так же прислали пробы воды, какая она?
 А мы можем её очистить?
 Мы изготовим фильтр для воды сами. Положим  ватный диск, вату  нальём воду. Пока наша вода очищается, мы продолжим  спасать планету.
Опыт с магнитами
Кроме воды на нашей планете ещё что есть?  (суша, земля, песок)
И у нас есть участок суши, давайте подойдём к нему и посмотрим.
Посмотрите,  какой песок замусоренный.
А мы можем что-то сделать, чтобы песок стал чистым?
 А какой мусор здесь есть (бумага, дерево, железные предметы)
Давайте весь мусор мы рассортируем, ведь его можно будет ещё использовать. Сначала соберём деревянные  предметы и сложим в коробку, бумагу соберём в мешок.   А вот металлические предметы как можно собрать?  (при помощи магнита)
Ребята, вот воду мы с вами очистили, землю тоже, но как же нам очистить воздух?
Посадка цветов «Петуньи»
Чем дышим мы с вами ребята? ( Кислородом)
А откуда берётся кислород?  (Из  растений)
Что же можно сделать?  (Посадить растения)
Мы с вами посеяли семена цветов Петуньи, они немного подросли и я предлагаю вам рассадить их в горшочки, а летом мы вынесем их на улицу на участок. Они не только будут  очищать воздух, но и радовать нас своим цветением.
После посадки, что нужно растениям?  (Полить)
Вот и водичка очищенная пригодится, возьмите свои стаканчики и полейте  цветок.
 Ребята, чему вы сегодня научились? (очищать воду, землю, воздух). 
А как же сделать так  чтобы другие люди больше не засоряли нашу планету?
Давайте сделаем плакат, чтобы все видели, что природу нужно беречь.  Выберите знаки, которые вам нравятся, нанесите клей и приклейте на плакат. А название плаката я подготовила заранее: «Берегите природу!»

 Открытое занятие по экспериментированию
в подготовительной группе
«Волшебный камень магнит»
Задачи:
1. Познакомить детей с явлением земного магнетизма, с полюсами магнита, со свойствами и классификацией магнитов, с изготовлением электромагнита.
2.Развивать у детей внимание, мышление, умение анализировать и обобщать. Формирование словаря (магнетизм, полюса, магнетит, электромагнит).
3.Воспитывать интерес к экспериментированию, изготовлению приборов своими руками.  
Оборудование и материалы:
Раздаточный материал: магнит без обозначенных полюсов и два магнита с обозначенными полюсами; намагниченные скрепки с держателем (пинцетом, проволокой) для нагревания над пламенем свечи; скрепки, пластины: деревянная, пластмассовая, картонная, стеклянная; стакан с водой; карандаш, батарейка на 1,5V, тонкий и длинный гвоздь,  провод в «оболочке».
Демонстрационный материал:
  • демонстрационный стол воспитателя: всё то же самое, что и на одного ребёнка; свеча со спичками, предметы, изготовленные из разных материалов (пластмассы, резины, дерева, железа, стекла), глобус
  • для мольберта фотографии «Магнетиты», «Применение постоянных магнитов», «Применение электромагнитов»;
  • для физкультминутки эмблемы «северного» и «южного» полюсов (синие и красные прямоугольники).  
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня почтальон для нас принес посылку. Эта посылка от волшебника изумрудного города. Давайте посмотрим, что в ней (достаёт письмо и читает его). «Здравствуйте, ребята. Пишет вам волшебник изумрудного города. В своём городе я нашёл интересный камень, он лежит в посылке в маленькой коробочке. Я не знаю, как он называется, что он может принести: добро или зло, как и где его можно применить в жизни. Помогите мне разобраться в этом, исследуйте этот камень и пришлите мне ответ: результаты исследований. Для вас, ребята, я послал белые халаты и создал с помощью своего волшебства лабораторию, в которой вы будите знакомиться с этим камнем, проводить с ним опыты. Желаю вам удачи!».
Воспитатель (достаёт халаты, дети  их надевают; вынимает камень из маленькой коробочки,дети его рассматривают и высказывают свои предположения).
Воспитатель: Ребята, нам предстоит сегодня стать на некоторое время учёными. Кто такие учёные?
Дети отвечают.
Воспитатель: Да, учёные – это такая профессия людей. Эти люди занимаются исследованиями разных предметов, природных явлений, человеческого организма, создают новые лекарства, растения, приборы и т.д. Сейчас наша команда учёных будет исследовать волшебный камень магнит.
Воспитатель: Вы сказали, что это магнит. Если это магнит, то, какое его самое главное свойство (действие)?
Дети: Он притягивает к себе металл.
Воспитатель подводит к своему демонстрационному столу детей и указывает на предметы, сделанные из разных материалов (пластмассы, дерева, резины, стекла, железа).  
Воспитатель: К каким предметам прилипнет магнит?
Дети: Магнит прилипнет к железным предметам.
Воспитатель (проверяет версию ребят): Значит, волшебник изумрудного города действительно нашёл магнит.
Дети присаживаются за столы.
Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».

ОПЫТ №1 «Магнитные полюса».
Воспитатель:  У каждого из вас есть магнит. Давайте посоприкасаемся своим магнитом разными сторонами с магнитом своего соседа. Посмотрим, что будет.
Дети: Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга.
Воспитатель: Верно. Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный». Где ещё могут быть «южный» и «северный» полюсы.
Дети: У нашей планеты Земля.
Воспитатель просит одного ребёнка показать на глобусе географические полюса Земли и отметить «южный» полюс красным кружочком, а «северный» – синим.
Воспитатель: Скажите, ребята, наша Земля какой формы?
Дети: Круглой.
Воспитатель: А почему люди, предметы, дома не падают с неё?
Дети: Земля притягивает к себе всё.
Воспитатель: Земля, как один большой магнит, притягивает к себе всё, она обладает магнетизмом. Она имеет, помимо этих географических полюсов, ещё и магнитные полюса. Магнитные полюса не совпадают с географическими полюсами (отмечает на глобусе магнитный «северный» полюс синим прямоугольником, а «южный» – красным).
У вас на столе есть магниты с обозначенными полюсами. Посоединяйте их друг с другом.    
Что вы видите? Когда магниты притягиваются, а когда отталкиваются?
Дети: Когда соединяем «северным» и «южным» полюсами, то магниты притягиваются. Северные полюса отталкиваются друг от друга и южные тоже.
Воспитатель: Когда мы соединяем магниты между собой  разными полюсами, то наши магниты начинают дружить. А если мы их соединяем одинаковыми сторонами – полюсами, то они убегают друг от друга, не хотят дружить. Теперь вы можете определить полюса у своих магнитов с помощью магнита с обозначенными полюсами. Попробуйте. А я определю полюса у магнита нашего волшебника.
Дети определяют полюса.
ОПЫТ №2 «Магнит преграды не боится».  
Воспитатель: Мы узнали, что магнит имеет «северный» и «южный» полюса. Теперь мы должны узнать, действует ли притягивающая сила магнита на металлические предметы (скрепки) через дерево, бумагу, пластмассу, стекло и воду.
Дети отмечают, что действие магнита на скрепки через дерево, бумагу, пластмассу, стекло и в воде не исчезает.
ОПЫТ №3 «Магнит превращает металл в себя».
Воспитатель: Ребята, у меня есть другие скрепки, которые лежали пять дней на магните. Поднесите их к своим скрепкам. Что происходит?
Дети: Ваши скрепки притягивают наши скрепки.
Воспитатель: Почему же скрепки тоже, как магнит, могут притягивать металл? (выслушивает детей).
Магнит – это волшебный камень, он моим скрепкам подарил немного своей силы. Они стали намагниченными, у них тоже появился магнетизм.
ОПЫТ №4 «Магнит огня боится».
Воспитатель предлагает каждому ребёнку с помощью держателя нагреть  намагниченную скрепку над свечой и поднести к своей ненамагниченной скрепке.
Дети отмечают, что намагниченные скрепки потеряли свою силу.
Воспитатель: Когда магнит или намагниченные металлические предметы нагреваются, они теряют свою силу притяжения. Магнит боится высокой температуры. Огонь отнимает у него магнетизм.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «МАГНИТНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ»
Каждому ребёнку на спину вешается синий квадрат, а на живот – красный. Они образуют круг и начинают ходить по кругу.
Воспитатель: Когда я буду показывать красный квадрат – «южный полюс», вы притягиваетесь  ко мне «северным полюсом» - спиной. Когда вы увидите синий квадрат, то притягиваетесь ко мне животиками – «южными полюсами». Магнит боится огня, высокой температуры, поэтому,  когда вы увидите свечу, то присаживаетесь на корточки и закрывайтесь руками.
После физминутки воспитатель спрашивает о происхождении магнита, откуда люди его достают. Выслушивает ответы детей.
Воспитатель: Есть природные магниты, это природные камни магнетиты (показывает фотографии и просит детей повторить их название). Что такое природные камни?
Дети: Эти камни создала природа.
Воспитатель: Эти магнетиты быстро теряют свой магнетизм, поэтому человек не может ими вечно пользоваться. Тогда люди решили сделать из этих камней такие магниты, которые будут очень долго сохранять силу магнетизма, и назвали их постоянными (просит повторить). Вы с постоянными магнитами сегодня проводили разные опыты. Как можно назвать камни, которые делает человек, а не природа?
Дети: Это искусственные камни.
Воспитатель: Да. Значит, постоянные магниты – это, какие камни?
Дети: Постоянные магниты – это искусственные камни.
ОПЫТ №5  «Электромагнит своими руками».
Воспитатель: А ещё магниты можно сделать с помощью электричества. Что вы знаете об электричестве?
Дети высказываются.
Воспитатель: А что может заменить электрические провода с вилкой и розетку для разных электроприборов?
Дети: Батарейки.
Воспитатель: Верно. Вот сейчас с помощью батарейки, гвоздя и провода мы сами изобретём магнит. Обмотайте гвоздь проводом так, чтобы витки провода располагались плотно друг к другу.  Концы провода присоедините к батарейке.
Готовый электромагнит проверяется на скрепках.
Воспитатель: Если приборы работают от электричества, то как их называют?
Дети: Электрические приборы?
Воспитатель: А как можно назвать наш магнит, который тоже работает благодаря электричеству.
Дети: Электрический магнит.
Воспитатель: Да. Мы наш электромагнит сделали своими руками, значит, мы его должны отнести к природным магнитам или к искусственным?
Дети: К искусственным магнитам.
Воспитатель: А что мы можем сказать о магните из изумрудного города.
Дети: Это искусственный и постоянный магнит.
Воспитатель (предлагает детям рассмотреть фотографии «Применение постоянных магнитов» и «Применение электромагнитов»).
После этого воспитатель проводит опрос детей по картинкам, которые раздаются каждому ребёнку.
а) Выберите из трёх картинок ту, на которой изображён природный камень магнит.



д) Отметьте те предметы, которые необходимы для изготовления электромагнита.
батарейка фото

стекло фото

проволока фото

пластилин фото

гвоздь фото


Воспитатель: Спасибо волшебнику изумрудного города за его посылку, за его задание для нас. Как вы думаете, мои юные учёные, мы справились с заданием?
Дети: Да!!!
Воспитатель: Мы многое узнали про магнит, помогли волшебнику. Теперь мы должны отправить наши полученные знания (указывает на опросные картинки) и магнит в изумрудный город.
Воспитатель с детьми складывают в коробочку магнит волшебника, опросные картинки с ответами детей и подписывают посылку. Воспитатель обещает отнести эту посылку на почту.

Видео "Вулкан"









 Игры по развитию речи для детей 4-5 лет.                       
                            "Говори наоборот"
Цель: развитие мышления, активизация словарного запаса.
Ход игры.
Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:
Веселый – грустный, быстрый – медленный, красивый – безобразный, пустой – полный, худой – толстый, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый, тяжелый – легкий, трусливый – храбрый, твердый – мягкий, светлый – темный, длинный – короткий, высокий – низкий, острый – тупой, горячий – холодный, больной – здоровый, широкий – узкий.



" Подбери подходящее слово"
Цель: учить подбирать антонимы к многозначным прилагательным и к словосочетаниям с многозначными глаголами и прилагательными; развивать умение понимать прямое и переносное значение слов.
Ход игры.
Детям предлагаются многозначные прилагательные, которые в зависимости от контекста меняют свое значение. К ним надо подобрать антонимы.
-  Ручей мелкий, а речка ..... (глубокая). Ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники ..... (крупные).
-  Кашу варят густую, а суп .... (жидкий). Лес иногда густой, но иногда ... (редкий).
-  После дождя земля сырая, а в солнечную погоду .... (сухая). Покупаем картофель сырой, а едим  .... (вареный).


"Найди противоположное слово"
Цель: развивать у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова.
  - Сахар сладкий, а лимон .....(кислый). Луна видна ночью, а солнце ....(днем). Огонь горячий, а лед .....(холодный). Тополь высокий, а шиповник ..... (низкий). Река широкая, а ручей ....(узкий). Камень тяжелый, а пух ..... (легкий). Редька горькая, а груша ..... (сладкая).
- Если суп не горячий, то, значит, какой? (Холодный.) Если в комнате не светло, то в ней ...( темно). Если сумка не тяжелая, то она .... (легкая). Если нож не тупой, то он ....( острый).



Что за предмет?
Цель: учить называть предмет и его описывать.
Ход.
Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»

Угадай игрушку
Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.
Ход.
На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.
Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.


Кто больше увидит и назовёт
Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.
Ход.
Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.

Олины помощники
Цель: образовывать форму мн. Числа глаголов.
Материал: кукла Оля.
Ход.
- К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.
Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.
- Что это? (Это ноги)
- Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)

Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают…)



Предлагаем повторить зимующих птиц (нажимай на ссылку)
зимующие птицы


Конспект НОД по теме "Зимующие птицы"


Консультация для родителей
Игры с пальчиками как профилактика речевых нарушений у детей
В течение дошкольного детства  ребенок  практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.
Если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает – задерживается и развитие  речи. Ученые отмечают большое стимулирующее значение функций руки. Дело в том что, рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому развитию кисти принадлежит важная роль формирования головного мозга и становления речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву последующего развития речи. Практика показывает: чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование детской  речи,  профилактику  и коррекцию речевых  нарушений.
Даже если  речь   ребенка  развивается нормально, все равно необходимо заботиться о развитии у него тонких движений пальцев рук, создать условия для развития  речи  дошкольников через  пальчиковые   игры.
 Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, так как только тогда может быть достигнут наибольший эффект. Для этого необходимо создавать в группах адекватную возрастным особенностям предметно – развивающую среду, используя разнообразный материал:
- мозаика (мелкая и крупная) ;
- бусы и пуговицы разной величины;
- свободные катушки для наматывания на них ниток и веревок;
- дощечки с множеством отверстий или от мозаики для «вышивания» шнуром или мягкой проволокой;
- различные виды застежек: молнии, пуговицы, кнопки, крючки, шнуровка;
- пособия для шнуровки;
- наборы веревочек разной длины и ширины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек;
- наборы пластмассовых и деревянных палочек;
- разнообразные мелкие игрушки;
- массажные мячи;
- резиновые игрушки разной плотности;
- бумажные и вязаные колпачки для пальцев (герои разнообразных сказок) .

Наиболее продуктивными в решении поставленной задачи являются  пальчиковые   игры, которые дают наиболее значимый эффект.  Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают  детям  снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Поэтому  пальчиковые   игры  очень важны для  ребенка. Регулярное проведение  пальчиковых   игр  и упражнений способствуют поддержанию хорошего тонуса  у   детей. Перед игрой можно обсудить с детьми ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготовить детей к правильному выполнению упражнений, но и создает необходимый эмоциональный настрой.
 Так же необходимо следить за правильной постановкой кисти руки  ребенка  и точностью переключения с одного движения на другое. Добиваться, чтобы все упражнения выполнялись  детьми  легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.
Использование  пальчиковых   игр  и упражнений помогают детям :
- овладеть навыком мелкой моторики;
– улучшить произношение и обогатить лексику;
- развить внимание, терпение;
- улучшить психические процессы (внимание, мышление, память) ;
- снять тревожность;
- проявлять творческие способности.
Игры с пальчиками – уникальное средство для развития речи, не требующее специальной подготовки и больших затрат времени, поэтому такие игры можно организовывать несколько раз в течение дня. Такие игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй. Стихи привлекают  детей  и легко запоминаются.  Игры очень увлекательны и способствуют взаимопониманию между  детьми  и взрослыми. Забавные персонажи  пальчиковых   игр  просты и понятны малышам.
Таким образом, пальчиковые   игры, театрализованные игры, игры со шнуровками, мозаиками, самомассаж - все это способствует развитию мелкой моторики рук и повышению умственной деятельности  ребенка, психических процессов (внимание, память, развивает речевые способности  детей, коммуникабельность. У детей  улучшается звукопроизношение, обогащается лексика.


 Специалистами доказано, и мой собственный опыт  работы с дошкольниками подтверждает, что уровень развития  речи   детей  находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Комментариев нет:

Отправить комментарий