Рекомендации логопеда

Уважаемые родители!
На этой неделе мы говорим о дне смеха и изучаем животных жарких стран
1. Поговорите с ребенком о празднике 1 апреля, расскажите, что в этот день принято шутить, веселиться и разыгрывать друг друга.
2. Вспомните и обсудите поход в цирк или рассмотрите его на иллюстрации. Объясните значения слов АРЕНА, ТУМБА, ТРАПЕЦИЯ, КУПОЛ.
3. Назовите цирковых артистов: жонглер, акробат, гимнаст, дрессировщик, фокусник, клоун.
4. Подберите действие: жонглер – жонглирует, клоун – смешит, фокусник – показывает фокусы, удивляет.
5. Измените слово: он гимнаст, она….гимнастка; он акробат, она ….акробатка и т.д.
6. Назовите животных жарких стран, которых можно увидеть в цирке: слон, бегемот, обезьяна, тигр, лев, змея, черепаха.
7. Назовите «Чей? Чья?»: грива льва – львиная, панцирь черепахи- черепаший, уши слона- слоновьи и т.д.

8. «Посчитайте» животных жарких стран: 1 лев, 2 льва, 3 льва, 4 льва, 5 львов и других животных.

Уважаемые родители! На этой неделе мы изучаем перелетных птиц

1. Повторите названия перелетных птиц (скворец, грач, соловей, жаворонок, иволга, ласточка, трясогузка, аист).
2. Назовите части тела птиц (туловище, голова, крылья, клюв, лапки, хвост)
3. Назовите птенцов: у грача – грачонок, у скворца – скворчонок, у ласточки – ласточонок, у аиста – аистенок.
4. Назовите ласково: соловей – соловушка, журавль – журавушка, скворец – скворушка.
5. «Посчитай»: 1 грач, 2 грача, 3 грача, 4 грача, 5 грачей.

6. Измените глагол: скворец к скворечнику подлетел, от скворечника улетел, вокруг него облетел и т.д. 



Уважаемые родители, на этой неделе мы изучаем домашних птиц
1. Повторите названия домашних птиц (гусь, курица, петух, утка, индюк, цесарка).
2. Уточните, что эти птицы являются домашними, так как они живут рядом  с человеком и приносят ему пользу.
3. Назовите птенцов домашних птиц ( у утки – утенок, у гуся – гусенок, у курицы – цыпленок, у индюка - индюшонок)
4. Расскажите, как подают голос домашние птицы: курица кудахчет, гусь гогочет и шипит, индюк болбочет, утка крякает, петух кукарекает.
5. Поговорите, какую пользу приносят домашние птицы, и как за ними нужно ухаживать.





Уважаемые родители!
На этой неделе мы говорим о
международном женском дне

1. Поговорите с ребенком о приближающемся празднике, уточните, что международный женский день отмечается 8 марта. Повторите, кого поздравляют в этот день.
2. Повторите названия весенних месяцев.
3. Назовите профессии женщин в вашей семье.
4. Поиграйте в игру «Помощник»: я мою пол – я вымыл пол; я стираю вещи – я выстирал вещи; я убираю в квартире – я убрал в квартире и т.д.
5. Подберите признак: мама –  заботливая, любимая, ласковая; бабушка – милая, добрая, мудрая.


Уважаемые родители! На этой неделе мы изучаем  инструменты
1. Назовите  с ребенком и рассмотрите инструменты (топор, пила, молоток, рубанок, пассатижи, отвертка, плоскогубцы, стеклорез, долото, шило, кувалда, гаечный ключ, стамеска, ножницы и др.)
2. Расскажите, с использованием каких материалов изготавливают инструменты (металл, дерево, пластмасса).
3. Назовите, кому нужны рабочие инструменты (плотнику, строителю, каменщику, столяру, лесорубу, стекольщику).
4. «Посчитайте» инструменты: 1 топор, 2 топора, 3 топора, 4 топора, 5 топоров.
5. Подберите действие: рубанком строгают, пилой пилят, топором рубят, стамеской вырезают, ножницами режут, отверткой закручивают\откручивают.
6. «Назовите какой»: пила из металла – металлическая, рукоятка молотка – деревянная, ручки ножниц – пластмассовые.

7. Поиграйте в игру «Большой – маленький»: топор – топорик, ножницы – ножнички, пила – пилка, молоток – молоточек и т.д.


Как закрепить правильное произношение звуков в речи?
Автоматизируем звук
 
Ваш ребенок научился произносить трудный для него звук! Это очень радостное событие для родителей, логопеда и ребенка! Но часто бывает так, что в свободной речи ребенок продолжает искажать звук. Это закономерное явление, говорящее о том, что наступил важный этап работы  – автоматизация звука.
Предлагаемые игры и игровые упражнения помогут автоматизировать (закрепить) звук, который ваш ребёнок научился правильно произносить, а так же будут способствовать расширению его словарного запаса, подготовят к усвоению грамоты, предупредят ошибки чтения и письма, научат правильно строить предложения, разовьют связную речь.
• «Звук потерялся». Называя слова без последнего (или первого – более сложный вариант) звука, попросите ребёнка вернуть его на место, чтобы слово стало понятным. Например, для звука «Р»: _ак, _оза, _учка, _ыба, _олики, _оща; кома_, кефи_, севе_, бисе_, мухомо_. Для звука «Ж»: _ук, _ара, _асмин, _ареный. Для звука «Ч»: _ай, _ашка, _улан, _инить, _айка; клю_, кала_, скрипа_, пе_ь.
• «Назови маленький предмет». Предлагая ребёнку слова, где есть нужный звук, попросите изменить его: лодка – лодочка, полка - … , угол - … , лошадь - … , лужа - … (для звука «Л»); шар - … , кошка - … , шкаф - … , шарф - … , ухо - … , карандаш - … , шуба - … , мешок - … и др. (для звука «Ш»).
• «Назови ласково». Для звука «Р»: рука - … , брат - … , игрушка - … ,  для звука «Щ» - щенок - … , щётка - … , вещь - … , плащ - … , угощенье - … и др.
• Аналогично предыдущим проводятся игровые упражнения «Один – много»   роза – розы, друг - … , сестра - … , ковёр - … , муравей - … , рот - … , (звук «Р»).
• «Доскажи словечко». «Угадай, какое слово я задумал: ра… (кета, дио, кушка, стение и т.д.), чу… (до, жой, кча, лан).
• Предложите ребёнку назвать как можно больше предметов со звуком, который он научился правильно произносить. Это может быть игра «Магазин»: «Представь. Что ты пришёл в волшебный магазин. Там можно купить только предметы, у которых в названиях есть звук «Р» (или другой). Зайди в разные отделы («продуктовый», «игрушки», «одежда», «мебель» и др.) и купи как можно больше.
Исправь ошибку: письмо пишет дедушку (для звука Ш), сады растут в розах (звук Р), флажок махал Павлом (Л)  и т.д.
Используйте чистоговорки, скороговорки:
Звуки «Р», «Р`»
• На дворе трава, на траве дрова, у дров детвора.
• Раз дрова, два дрова, три дрова.
• У Кондрата куртка коротковата.
• Повтори без запинки: на осинке росинки
Засверкали утром перламутром.
• Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.
• Шёл Егорка по пригорку и учил скороговорку.
Звук «Л»
• У ёлки иголки колки.
• Дятел дуб долбил да не додолбил.
• Мила искала булавку, а булавка упала под лавку.
• Кот молоко лакал, а Слава булку в молоко макал.
Звуки «С», «С`»
• Я несу суп-суп. А кому? Псу-псу.
• У Сени и Сани в сетях сом с усами.
• Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.
• Ест киска суп из миски, сыта киска – пуста миска.
• Снег засыпал стайку сосен, это вовсе вам не осень.
Звуки «З», «З`»
• У зайки Бубы заболели зубы
• Зимним утром от мороза
На заре звенят березы
• На березе стрекоза – изумрудные глаза
Звуки «Ш», «Ж»
• Жужжит над жимолостью жук,
Тяжелый на жуке кожух.
• У ежа – ежата, а у ужа – ужата.
• Ежата с ежами на ужин бежали.
• Шапка, да шубка – вот и весь Мишутка.
Мы с детьми пользуемся приведенными ниже пособиями: 









Уважаемые родители! На этой  неделе мы говорим о Дне защитника Отечества

1. Поговорите с ребенком о приближающемся празднике День защитника Отечества. Уточните, что он празднуется 23 февраля. Расскажите, кого поздравляют в этот день.
2. Объясните понятия армия, Отечество, Родина, солдат.
3. Назовите военные профессии (десантник, пограничник, летчик, танкист, сапёр, артиллерист, пехотинец и т.д.)
4. Расскажите о военной технике (танк, самолет, вертолет, бронетранспортер, крейсер).
5. Назовите, кому что нужно: танкисту нужен танк, артиллеристу нужна пушка.





Уважаемые родители! На этой неделе мы говорим о правилах дорожного движения

1. Повторите с ребенком названия наземного транспорта (автомобиль, велосипед, трамвай, автобус, троллейбус).
2. Уточните значение понятий: дорога, улица, проезжая часть, тротуар, остановка, шофер, пешеход,  пешеходный переход, велодорожка, светофор, дорожный знак, регулировщик, правила дорожного движения.
3. Повторите основные правила дорожного движения  и правила безопасного поведения пешеходов (переходить дорогу на зеленый сигнал светофора, перед началом движения по пешеходному переходу остановиться, не выходить из движущегося транспорта и др).
4. Поиграйте в игру «Посчитай» 1 улица, 2 улицы, 3 улицы, 4 улицы, 5 улиц.
5. Подберите маленькое слово (предлог).
Выходить…. автобуса. Стоять …. остановке. Переходить…. дорогу. Ехать …велосипеде и т.д.
6. Подберите антонимы: быстрый – медленный, широкий - …., грузовой - … .
7. Образуйте множественное число существительных в именительном падеже ОДИН – МНОГО (улица – улицы, пешеход – пешеходы)


РАЗВИВАЕМ СВЯЗНУЮ РЕЧЬ
Уважаемые родители, помогите ребенку составить рассказ о вашей семье при помощи схемы



1. Меня зовут (фамилия, имя, отчество)
2. Я живу... (домашний адрес)
3. Я живу с ... (перечисление членов семьи)
4. Мою маму зовут... моего папу зовут... (имя и отчество всех членов семьи, их профессии)
5. В моей семье всего.... (количество человек)
6. Мы любим всей семьей..... (семейные традиции, хобби, развлечения).










Уважаемые родители!
На этой неделе мы говорим о семье
1. Поговорите с ребенком о членах вашей семьи и о родственниках, назовите их (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, тётя, дядя, внук, внучка, сын, дочь). Назовите их имена и отчества.
2. Поиграйте в игру «Кто кому приходится?» мамина мама — бабушка, папин брат — дядя, папин папа — дедушка и т. д.
3. Рассмотрите семейные фото или иллюстрации семьи. Выполните упражнение «Покажи, где». Покажи, где мамина дочка, где бабушка внука, где сестра мальчика, где брат девочки и т. д.
4. Подберите определения: мама — ласковая, добрая, заботливая; папа — сильный, строгий, смелый; сестра — веселая, озорная, дружелюбная и т. д.
5. Расскажите ребенку о своей профессии, о ваших обязанностях на работе, о месте вашей работы. Объясните разницу между профессией и должностью.







Уважаемые родители! На этой неделе мы 

изучаем посуду 

1. Повторите названия предметов посуды (чашка, тарелка, сковорода, кастрюля, дуршлаг, пиала; ложка, вилка, нож; сахарница, солонка, салфетница, соусник)
2. Назовите обобщающие понятия ПОСУДА, СТОЛОВЫЕ ПРИБОРЫ.
3. Расскажите о материалах, из которых изготавливают посуду (фарфор, стекло, металл, пластик, чугун, дерево)
4. Правильно подберите название посуды: сахар насыпем в сахарницу, хлеб положим в хлебницу, соль насыпем в солонку, конфеты положим в конфетницу. 
5. Образуйте относительные прилагательные: нож из металла - металлический, стакан из стекла - стеклянный, доска из дерева - деревянная и т.д.



Уважаемые родители! На этой неделе мы изучаем зимующих птиц и учимся различать звуки [П] - [П’]

   
1. Повторите названия зимующих птиц (синица, снегирь, ворона, воробей, голубь, сорока, галка, сова, дятел, поползень, свиристель, клёст, пищуха, чиж, щегол и др).
2. Назовите части тела птицы (голова, туловище, спинка, клюв, крылья, грудка, хвост, лапки). Уточните, что тело птицы покрыто перьями.
3. Расскажите, как подают голос некоторые птицы: голубь воркует, сова ухает, ворона каркает, воробей чирикает, синица тинькает.
4. Поиграйте в игру ОДИН – МНОГО (существительные в ИМЕНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ)
снегирь – снегири, воробей – воробьи, щегол – щеглы и т.д.
5. Поупражняйте детей в образовании притяжательных прилагательных: у совы голова совиная, у вороны клюв вороний и т.д.
6. Назовите характеристику звков П и П’.
Звук П – согласный, глухой, твердый
Звук П’  - согласный, глухой, мягкий.

Спросите ребенка, что у этих звуков общего, и чем они различаются? Приведите примеры слов с этими звуками. Напомните, что твердые согласные обозначаются синим цветом, а мягкие согласные – зеленым. Назовите зимующих птиц, в названии которых есть звук П и П’. 






Что такое звуковой  анализ слова и как его развивать?

Под звуковым анализом понимается способность находить, определять звуки в слове и характеризовать их, называть их место,  последовательность и количество. Параллельно с этим ребенок усваивает понятие: звук, слог, согласный звук, гласный звук, твердый – мягкий, звонкий – глухой. Благодаря сформированному звуко-слоговому анализу слов ребенок учится ориентироваться  в звуковой системе языка, что в свою очередь служит основой для обучения грамоте.
Последовательность работы над звуковым анализом:
- выделение первого гласного звука в слове
«Назови первый звук в словах: утка, аист, облако»
- анализ звукосочетаний типа АУ ОЫ ИЫА АУО
«Назови первый звук, второй, третий, сколько звуков мы назвали»
- анализ обратных слогов типа АМ ОТ
- анализ прямых слогов типа МА
- определение последнего гласного звука в слове
- определение наличия какого-либо звука в слове
- определение первого согласного в слове
- определение последнего согласного звука в слове
- полный звуковой анализ слова (назвать  по порядку все звуки в слове, дать характеристику каждому из них)

На данном этапе мы с детьми уже учимся составлять схемы коротких (односложных) слов типа НОС ДЫМ МАК  и образовывать  слова: из прямого слога в слово (НО – НОС,  МА – МАК).
      

    

                  М      А     К               К      И      Т                    


Уважаемые родители! На этой неделе мы говорим о ЗИМЕ


1. Поговорите с ребенком о приходе зимы, назовите зимние месяцы и приметы зимы (часто идет снег, становится морозно, дни короткие, а ночи длинные, реки и озера покрыты льдом).
2. Назовите зимние праздники (новый год, Рождество, день защитника Отечества)
3. Подберите действия: снег… кружится, идет, падает, сверкает, сияет, блестит; лед: трещит, блестит; ветер дует, воет, свистит и т.д.
4. Поберите признаки: зима долгая, морозная, суровая, снежная; ветер холодный, сильный; снег мягкий, пушистый, рыхлый и т.д.

5. Спросите ребенка, о чем можно сказать зимой морознЫЙ (день), морознАЯ (погода, ночь), морознЫЕ. 








Уважаемые родители! На этой неделе мы изучаем диких животных наших лесов

1. Назовите с ребенком диких животных наших лесов (волк, лиса, медведь, ёж, заяц,  барсук, рысь, белка, лось). Поясните, что это дикие животные.
2. Проговорите названия частей тела животных (голова, туловище, лапы, ноги, когти, морда, рога, пасть, клыки, иголки,  хвост).
3. Повторите названия детенышей диких животных (лисенок, бельчонок, ежонок, зайчонок, барсучонок и т.д.).
4. Назовите жилища животных (дупло, берлога, логово, нора)
5. Поговорите о том, как подают голос дикие животные (медведь ревет, волк воет, лиса тявкает, ёж фыркает).
6. Расскажите, кто, чем питается, и какие животные являются хищными,  какие  травоядными.

7. Поговорите, кто как готовится  к зиме (меняют цвет, делают запасы).

















Учимся образовывать сложные слова (слова с двумя корнями)
Поиграйте с ребенком в игру
«СЛОЖИ СЛОВО»
Лес рубит – лесоруб; овощи разводит – овощевод; сталь варит – сталевар; рыбу ловит – рыболов.
«Сложите» слова: садовод, животновод, пчеловод, землекоп, птицевод, сталевар, водолаз, скалолаз, свинопас, птицевод, землемер, правозащитник, мореплаватель, баснописец, трубочист.

       Уточните, какая профессия получилась.


Развиваем связную речь
Составьте с ребенком рассказ о профессии по схеме







Уважаемые родители!
На этой неделе мы изучаем ПРОФЕССИИ
1. Назовите с ребенком  профессии (врач, полицейский, учитель, воспитатель, художник, строитель, повар, швея, продавец и др.). Поговорите о важности каждой из них.
2. Расскажите о тех профессиях, которые распространены в нашем краю (металлург, сталевар, шахтер, фермер, животновод,  электрик, слесарь, сварщик, крановщик и др.).
3. Поговорите о том, кто где работает (учитель работает в школе, портной работает в ателье, металлург работает на заводе). Побуждайте ребенка отвечать полным ответом (предложением).
4. Назовите атрибуты профессии (художнику нужны: краски, кисти, мольберт; металлургу нужны: каска, защитные очки, рукавицы и т.д.)
5.Расскажите ребенку о своей профессии и о месте своей работы.



Уважаемые родители!


На этой неделе мы изучаем 

продукты питания

1. Назовите с ребенком продукты питания (хлеб, булка, молоко, сметана, творог, кефир, сахар, мясо, сосиски, зефир, конфеты, шоколад, гречневая крупа).
2. Расскажите, что продукты можно разделить на мясные, молочные, кондитерские и хлебобулочные изделия, крупы.
3. Поговорите о пользе продуктов питания и о вреде чрезмерного количества сладкого, соленого и мучного.
4. Расскажите, какие блюда можно приготовить из различных продуктов питания.
5. Поговорите о профессиях: пекарь, кондитер, мясник, повар, продавец.
6. Помогите ребенку образовать относительные прилагательные: каша из риса – рисовая, каша из пшена – пшенная, конфеты из шоколада – шоколадные и т.д.
7. Назовите ласково: сахар – сахарок, творог – творожок, хлеб – хлебушек и т.д.





ЧИТАЕМ РЕБЕНКУ….




О транспорте
·        Г. Цыферов «Паровозик из Ромашково», «Пароходик»
·        Н.Носов «Метро»
·        Н.Носов «Автомобиль»
·        И.Ильин, Е.Сегал «Машины на нашей улице»
·        Б. Житков «Железная дорога»
·        Л. Берг «Рассказы о маленьком автомобильчике»
·        Д.Пентегов «Сказка о маленьком самолетике»
·        Г. Балл «Новичок на прогулке»

Стихи о транспорте

Ирина Токмакова "На лошадке ехали"

Самуил Маршак "Кораблик"

Юрий Кушак  «Плывет кораблик в гости»

Борис Заходер «Если мне подарят лодку.»

Роман Сеф  «Велосипед

Агния Барто "Жил на свете самосвал"








Уважаемые родители!

На этой недели мы изучаем ТРАНСПОРТ



1. Назовите с ребенком транспорт (автомобиль, фургон, самосвал, самолет, вертолет, лодка, теплоход, метро, троллейбус, автобус, такси и др.) Уточните, что это всё транспорт. 
2. Поговорите о видах транспорта: наземный, воздушный, водный, подземный, железнодорожный; личный, общественный, специальный; грузовой, пассажирский.
3. Назовите профессии на транспорте: шофер, машинист, пилот, летчик, капитан, вагоновожатый, водитель.
4. Назовите части различных видов транспорта (колеса, руль, двери, багажник, капот, фары; крылья, хвост, нос, иллюминаторы).
5. Назовите действия к каждому виду транспорта (едет, плывет, летит).

6. Образуйте сложные (состоящие из двух корней) слова: сам летит – самолет, везде ходит – вездеход, по снегу ходит – снегоход, воду возит - водовоз, бензин возит  - бензовоз, молоко возит - молоковоз, сам сваливает - самосвал).





Уважаемые родители! 
На этой неделе мы изучаем  ИГРУШКИ


1. Назовите с ребенком игрушки (имеющиеся в доме или по картинкам): мяч, машинка, кукла, пирамидка, коляска, юла, кубики, матрешка, неваляшка, конструктор, робот, мозаика и др). Закрепите обобщающее понятие ИГРУШКИ.
2. Назовите части каждой игрушки (кузов, кабина, колеса; ось, кольца и др) и материалы, из которых она сделана (металл, пластик, дерево, резина, ткань).
3. Подберите признаки (по форме, цвету, размеру и на ощупь). Например: мяч круглый, большой, зеленый, гладкий, мягкий.
4. Назовите действия, которые можно выполнять  с игрушкой (катать, возить, бросать, кидать, ловить, кормить, укачивать, строить, составлять).

5. Почитайте ребенку: С. Маршак «Мяч», А. Барто «Веревочка», «Игрушки».



Развиваем связную речь
Предложите ребенку составить описательный рассказ о любимой игрушке по схеме:






Звуки и буквы….
Что следует знать?

·        Звук  и буква – не одно и то же!
·        Звук – это то, что мы слышим и произносим
·        Буква – это то, что мы видим, пишем и читаем
·        Звуки делятся на гласные и согласные:
Гласные – тянутся и поются, согласные – не тянутся и не поются, встречают преграду при произнесении
·        Гласных звуков 6 : А О У И Ы Э
·        Е Ё Ю Я – гласные буквы, но не звуки
·        Согласные звуки делятся на твердые и мягкие, на звонкие и глухие. Почти все согласные имеют мягкие пары, например ТТь, ККь, ССь
·        Но есть исключения:
Ш Ж Ц – всегда твердые
Щ Ч Й – всегда мягкие
Звонкие согласные произносятся с участием голоса (горлышко работает), а глухие без участия голоса (горлышко не работает). Звонкие согласные- Б В Г Д Ж З М Н Р Й, глухие  - П Ф К Т Ш С Х Ц Ч Щ.
·        Гласные звуки обозначаются красным цветом, твердые согласные – синим, мягкие согласные – зеленым.

·        Называем букву как звук [Б], а не БЭ, [М] а не Эм, иначе ребенку будет непонятно, как сливать слоги, и это приведет к трудностям при обучении чтению.





Формируем грамматический строй речи у дошкольников

Грамматический строй речи – это совокупность закономерностей языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков (слов, высказываний, текстов). То есть это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

Формирование грамматически правильной речи осуществляется двумя путями: в специальных речевых играх, в которые родители могут играть с ребенком и в воспитании грамматических навыков в повседневном общении. Специальные игры и упражнения  дают возможность предупредить грамматические ошибки детей, а в повседневной жизни создаются условия для практики речевого общения.
Приведем примеры словесных упражнений и игр на лексическом материале темы «Мебель»
1.     «Назови ласково»: стол - … столик, стул - … . «Большой - маленький». Большой шкаф – маленький шкафчик.
2.     «Один - много». Один стул, много – стулья, один стол, много – столы.
3.     «Подскажи словечко» Моя … кровать, мой … стол, моё … кресло.
4.    «Закончи предложение». Мы купили новый диван. Мы  довольны новым … . Мы поставили стул около …. .
5.     «Подскажи маленькое слово». Чашка в серванте. Откуда мы взяли чашку? – Из серванта.
6.     «Назови цвет». Вся мебель желтая. Диван…. желтый. Кресло … . Кровать …. .
7.     «Посчитай». 1 стул, 2 стула, 3 стула, 4 стула, 5 стульев.

Уважаемые родители! 
На этой неделе мы изучаем  МЕБЕЛЬ
1. Рассмотрите дома или на иллюстрациях мебель, назовите ее (диван, кресло, табурет,  кровать, стол, стул, шкаф, полка, журнальный столик, тумба, сервант). 
2. Назовите части мебели, например у стула - спинка, ножки, сиденье; у стола - ножки, столешница и т.д.
3. Расскажите ребенку, из каких материалов изготавливают мебель (дерево, стекло, пластик, кожа, металл).
4. Поиграйте в игру "Один - много" (обратите внимание на то, что существительные употребляются в ИМЕНИТЕЛЬНОМ падеже, например: стол - столы, стул - стулья, кресло - кресла и т.д.
5. Расскажите ребенку о профессиях, связанных с изготовлением и ремонтом мебели (дизайнер интерьера, столяр, плотник).
6. Прочитайте вместе с ребенком стихотворение С. Маршака "Откуда стол пришел".





Развиваем связную речь
Уважаемые родители, предложите ребенку составить описательный рассказ о предмете мебели:




Побуждайте ребенка составлять рассказ из полных, развернутых предложений!







РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДОМА
Обогащаем словарь
·       «Подбери признак» (подбор прилагательного): куртка (какая?) - красная, теплая ... ,сапоги (какие?) - коричневые ..., шарф (какой?) - ...., пальто (какое?) - ....
·       «Скажи наоборот» (подбор антонимов): большой – маленький, короткий - …., сладкий - …., мягкий - ….
·       «У кого кто» (называние детенышей): у  коровы – теленок, у собаки – щенок, у овцы ягненок и т.д.
·       «Кто как голос подает?» (подбор глаголов): корова мычит, собака лает, кошка мяукает и т.д.
·       «Кто  что делает?» (подбор глаголов): швея шьет, учитель учит, строитель строит
·       «Скажи иначе», «скажи по-другому» (подбор синонимов): большой – огромный, громадный;  маленький – крохотный, мелкий; грустный – печальный, унылый и т.д.

·       «Снежный ком» (игра для большой компании). Задается тема, например, дикие животные. Первый человек называет одно слово-лиса, второй повторяет за первым и называет свое слово – лиса, волк; третий человек повторяет за первым и вторым и называет свое слово- лиса, волк, лось и т.д. Самое большое количество слов окажется у последнего игрока. 



       
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Для детей имеющих нарушения речи необходимо формировать длительный ротовой выдох. При этом нужно следить, чтобы ребенок во время выполнения этих упражнений НЕ РАЗДУВАЛ ЩЕКИ! Для этого нужно проводить следующие дыхательные упражнения:
1.   Сдуть со стола мелко нарезанную цветную бумажку, пушинку, ватку.
2.   Дуть на лежащие, на столе палочки, карандаши разной формы (круглые, граненые) и длины, стараясь отодвинуть их с места.
3. Дуть на шарики разной тяжести: пластмассовые, деревянные, резиновые.
4.   Задуть на резком и длительном выдохе пламя свечи.
5.   Поддержать в воздухе пушинку или маленький кусочек ватки на длительном выдохе.
6.   Надуть резиновые шарики, бумажные и целлофановые мешочки, язычки, дуть в дудочку, вертушку.
     7. Надувать мыльные пузыри.     
     8. Дуть на "султанчики" или на игрушку "ветерок".


Комментариев нет:

Отправить комментарий