Рекомендации логопеда

Уважаемые родители! На этой неделе мы изучаем зимующих птиц и учимся различать звуки [П] - [П’]

   
1. Повторите названия зимующих птиц (синица, снегирь, ворона, воробей, голубь, сорока, галка, сова, дятел, поползень, свиристель, клёст, пищуха, чиж, щегол и др).
2. Назовите части тела птицы (голова, туловище, спинка, клюв, крылья, грудка, хвост, лапки). Уточните, что тело птицы покрыто перьями.
3. Расскажите, как подают голос некоторые птицы: голубь воркует, сова ухает, ворона каркает, воробей чирикает, синица тинькает.
4. Поиграйте в игру ОДИН – МНОГО (существительные в ИМЕНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ)
снегирь – снегири, воробей – воробьи, щегол – щеглы и т.д.
5. Поупражняйте детей в образовании притяжательных прилагательных: у совы голова совиная, у вороны клюв вороний и т.д.
6. Назовите характеристику звков П и П’.
Звук П – согласный, глухой, твердый
Звук П’  - согласный, глухой, мягкий.

Спросите ребенка, что у этих звуков общего, и чем они различаются? Приведите примеры слов с этими звуками. Напомните, что твердые согласные обозначаются синим цветом, а мягкие согласные – зеленым. Назовите зимующих птиц, в названии которых есть звук П и П’. 






Что такое звуковой  анализ слова и как его развивать?

Под звуковым анализом понимается способность находить, определять звуки в слове и характеризовать их, называть их место,  последовательность и количество. Параллельно с этим ребенок усваивает понятие: звук, слог, согласный звук, гласный звук, твердый – мягкий, звонкий – глухой. Благодаря сформированному звуко-слоговому анализу слов ребенок учится ориентироваться  в звуковой системе языка, что в свою очередь служит основой для обучения грамоте.
Последовательность работы над звуковым анализом:
- выделение первого гласного звука в слове
«Назови первый звук в словах: утка, аист, облако»
- анализ звукосочетаний типа АУ ОЫ ИЫА АУО
«Назови первый звук, второй, третий, сколько звуков мы назвали»
- анализ обратных слогов типа АМ ОТ
- анализ прямых слогов типа МА
- определение последнего гласного звука в слове
- определение наличия какого-либо звука в слове
- определение первого согласного в слове
- определение последнего согласного звука в слове
- полный звуковой анализ слова (назвать  по порядку все звуки в слове, дать характеристику каждому из них)

На данном этапе мы с детьми уже учимся составлять схемы коротких (односложных) слов типа НОС ДЫМ МАК  и образовывать  слова: из прямого слога в слово (НО – НОС,  МА – МАК).
      

    

                  М      А     К               К      И      Т                    


Уважаемые родители! На этой неделе мы говорим о ЗИМЕ


1. Поговорите с ребенком о приходе зимы, назовите зимние месяцы и приметы зимы (часто идет снег, становится морозно, дни короткие, а ночи длинные, реки и озера покрыты льдом).
2. Назовите зимние праздники (новый год, Рождество, день защитника Отечества)
3. Подберите действия: снег… кружится, идет, падает, сверкает, сияет, блестит; лед: трещит, блестит; ветер дует, воет, свистит и т.д.
4. Поберите признаки: зима долгая, морозная, суровая, снежная; ветер холодный, сильный; снег мягкий, пушистый, рыхлый и т.д.

5. Спросите ребенка, о чем можно сказать зимой морознЫЙ (день), морознАЯ (погода, ночь), морознЫЕ. 








Уважаемые родители! На этой неделе мы изучаем диких животных наших лесов

1. Назовите с ребенком диких животных наших лесов (волк, лиса, медведь, ёж, заяц,  барсук, рысь, белка, лось). Поясните, что это дикие животные.
2. Проговорите названия частей тела животных (голова, туловище, лапы, ноги, когти, морда, рога, пасть, клыки, иголки,  хвост).
3. Повторите названия детенышей диких животных (лисенок, бельчонок, ежонок, зайчонок, барсучонок и т.д.).
4. Назовите жилища животных (дупло, берлога, логово, нора)
5. Поговорите о том, как подают голос дикие животные (медведь ревет, волк воет, лиса тявкает, ёж фыркает).
6. Расскажите, кто, чем питается, и какие животные являются хищными,  какие  травоядными.

7. Поговорите, кто как готовится  к зиме (меняют цвет, делают запасы).

















Учимся образовывать сложные слова (слова с двумя корнями)
Поиграйте с ребенком в игру
«СЛОЖИ СЛОВО»
Лес рубит – лесоруб; овощи разводит – овощевод; сталь варит – сталевар; рыбу ловит – рыболов.
«Сложите» слова: садовод, животновод, пчеловод, землекоп, птицевод, сталевар, водолаз, скалолаз, свинопас, птицевод, землемер, правозащитник, мореплаватель, баснописец, трубочист.

       Уточните, какая профессия получилась.


Развиваем связную речь
Составьте с ребенком рассказ о профессии по схеме







Уважаемые родители!
На этой неделе мы изучаем ПРОФЕССИИ
1. Назовите с ребенком  профессии (врач, полицейский, учитель, воспитатель, художник, строитель, повар, швея, продавец и др.). Поговорите о важности каждой из них.
2. Расскажите о тех профессиях, которые распространены в нашем краю (металлург, сталевар, шахтер, фермер, животновод,  электрик, слесарь, сварщик, крановщик и др.).
3. Поговорите о том, кто где работает (учитель работает в школе, портной работает в ателье, металлург работает на заводе). Побуждайте ребенка отвечать полным ответом (предложением).
4. Назовите атрибуты профессии (художнику нужны: краски, кисти, мольберт; металлургу нужны: каска, защитные очки, рукавицы и т.д.)
5.Расскажите ребенку о своей профессии и о месте своей работы.



Уважаемые родители!


На этой неделе мы изучаем 

продукты питания

1. Назовите с ребенком продукты питания (хлеб, булка, молоко, сметана, творог, кефир, сахар, мясо, сосиски, зефир, конфеты, шоколад, гречневая крупа).
2. Расскажите, что продукты можно разделить на мясные, молочные, кондитерские и хлебобулочные изделия, крупы.
3. Поговорите о пользе продуктов питания и о вреде чрезмерного количества сладкого, соленого и мучного.
4. Расскажите, какие блюда можно приготовить из различных продуктов питания.
5. Поговорите о профессиях: пекарь, кондитер, мясник, повар, продавец.
6. Помогите ребенку образовать относительные прилагательные: каша из риса – рисовая, каша из пшена – пшенная, конфеты из шоколада – шоколадные и т.д.
7. Назовите ласково: сахар – сахарок, творог – творожок, хлеб – хлебушек и т.д.





ЧИТАЕМ РЕБЕНКУ….




О транспорте
·        Г. Цыферов «Паровозик из Ромашково», «Пароходик»
·        Н.Носов «Метро»
·        Н.Носов «Автомобиль»
·        И.Ильин, Е.Сегал «Машины на нашей улице»
·        Б. Житков «Железная дорога»
·        Л. Берг «Рассказы о маленьком автомобильчике»
·        Д.Пентегов «Сказка о маленьком самолетике»
·        Г. Балл «Новичок на прогулке»

Стихи о транспорте

Ирина Токмакова "На лошадке ехали"

Самуил Маршак "Кораблик"

Юрий Кушак  «Плывет кораблик в гости»

Борис Заходер «Если мне подарят лодку.»

Роман Сеф  «Велосипед

Агния Барто "Жил на свете самосвал"








Уважаемые родители!

На этой недели мы изучаем ТРАНСПОРТ



1. Назовите с ребенком транспорт (автомобиль, фургон, самосвал, самолет, вертолет, лодка, теплоход, метро, троллейбус, автобус, такси и др.) Уточните, что это всё транспорт. 
2. Поговорите о видах транспорта: наземный, воздушный, водный, подземный, железнодорожный; личный, общественный, специальный; грузовой, пассажирский.
3. Назовите профессии на транспорте: шофер, машинист, пилот, летчик, капитан, вагоновожатый, водитель.
4. Назовите части различных видов транспорта (колеса, руль, двери, багажник, капот, фары; крылья, хвост, нос, иллюминаторы).
5. Назовите действия к каждому виду транспорта (едет, плывет, летит).

6. Образуйте сложные (состоящие из двух корней) слова: сам летит – самолет, везде ходит – вездеход, по снегу ходит – снегоход, воду возит - водовоз, бензин возит  - бензовоз, молоко возит - молоковоз, сам сваливает - самосвал).





Уважаемые родители! 
На этой неделе мы изучаем  ИГРУШКИ


1. Назовите с ребенком игрушки (имеющиеся в доме или по картинкам): мяч, машинка, кукла, пирамидка, коляска, юла, кубики, матрешка, неваляшка, конструктор, робот, мозаика и др). Закрепите обобщающее понятие ИГРУШКИ.
2. Назовите части каждой игрушки (кузов, кабина, колеса; ось, кольца и др) и материалы, из которых она сделана (металл, пластик, дерево, резина, ткань).
3. Подберите признаки (по форме, цвету, размеру и на ощупь). Например: мяч круглый, большой, зеленый, гладкий, мягкий.
4. Назовите действия, которые можно выполнять  с игрушкой (катать, возить, бросать, кидать, ловить, кормить, укачивать, строить, составлять).

5. Почитайте ребенку: С. Маршак «Мяч», А. Барто «Веревочка», «Игрушки».



Развиваем связную речь
Предложите ребенку составить описательный рассказ о любимой игрушке по схеме:






Звуки и буквы….
Что следует знать?

·        Звук  и буква – не одно и то же!
·        Звук – это то, что мы слышим и произносим
·        Буква – это то, что мы видим, пишем и читаем
·        Звуки делятся на гласные и согласные:
Гласные – тянутся и поются, согласные – не тянутся и не поются, встречают преграду при произнесении
·        Гласных звуков 6 : А О У И Ы Э
·        Е Ё Ю Я – гласные буквы, но не звуки
·        Согласные звуки делятся на твердые и мягкие, на звонкие и глухие. Почти все согласные имеют мягкие пары, например ТТь, ККь, ССь
·        Но есть исключения:
Ш Ж Ц – всегда твердые
Щ Ч Й – всегда мягкие
Звонкие согласные произносятся с участием голоса (горлышко работает), а глухие без участия голоса (горлышко не работает). Звонкие согласные- Б В Г Д Ж З М Н Р Й, глухие  - П Ф К Т Ш С Х Ц Ч Щ.
·        Гласные звуки обозначаются красным цветом, твердые согласные – синим, мягкие согласные – зеленым.

·        Называем букву как звук [Б], а не БЭ, [М] а не Эм, иначе ребенку будет непонятно, как сливать слоги, и это приведет к трудностям при обучении чтению.





Формируем грамматический строй речи у дошкольников

Грамматический строй речи – это совокупность закономерностей языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков (слов, высказываний, текстов). То есть это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

Формирование грамматически правильной речи осуществляется двумя путями: в специальных речевых играх, в которые родители могут играть с ребенком и в воспитании грамматических навыков в повседневном общении. Специальные игры и упражнения  дают возможность предупредить грамматические ошибки детей, а в повседневной жизни создаются условия для практики речевого общения.
Приведем примеры словесных упражнений и игр на лексическом материале темы «Мебель»
1.     «Назови ласково»: стол - … столик, стул - … . «Большой - маленький». Большой шкаф – маленький шкафчик.
2.     «Один - много». Один стул, много – стулья, один стол, много – столы.
3.     «Подскажи словечко» Моя … кровать, мой … стол, моё … кресло.
4.    «Закончи предложение». Мы купили новый диван. Мы  довольны новым … . Мы поставили стул около …. .
5.     «Подскажи маленькое слово». Чашка в серванте. Откуда мы взяли чашку? – Из серванта.
6.     «Назови цвет». Вся мебель желтая. Диван…. желтый. Кресло … . Кровать …. .
7.     «Посчитай». 1 стул, 2 стула, 3 стула, 4 стула, 5 стульев.

Уважаемые родители! 
На этой неделе мы изучаем  МЕБЕЛЬ
1. Рассмотрите дома или на иллюстрациях мебель, назовите ее (диван, кресло, табурет,  кровать, стол, стул, шкаф, полка, журнальный столик, тумба, сервант). 
2. Назовите части мебели, например у стула - спинка, ножки, сиденье; у стола - ножки, столешница и т.д.
3. Расскажите ребенку, из каких материалов изготавливают мебель (дерево, стекло, пластик, кожа, металл).
4. Поиграйте в игру "Один - много" (обратите внимание на то, что существительные употребляются в ИМЕНИТЕЛЬНОМ падеже, например: стол - столы, стул - стулья, кресло - кресла и т.д.
5. Расскажите ребенку о профессиях, связанных с изготовлением и ремонтом мебели (дизайнер интерьера, столяр, плотник).
6. Прочитайте вместе с ребенком стихотворение С. Маршака "Откуда стол пришел".





Развиваем связную речь
Уважаемые родители, предложите ребенку составить описательный рассказ о предмете мебели:




Побуждайте ребенка составлять рассказ из полных, развернутых предложений!







РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДОМА
Обогащаем словарь
·       «Подбери признак» (подбор прилагательного): куртка (какая?) - красная, теплая ... ,сапоги (какие?) - коричневые ..., шарф (какой?) - ...., пальто (какое?) - ....
·       «Скажи наоборот» (подбор антонимов): большой – маленький, короткий - …., сладкий - …., мягкий - ….
·       «У кого кто» (называние детенышей): у  коровы – теленок, у собаки – щенок, у овцы ягненок и т.д.
·       «Кто как голос подает?» (подбор глаголов): корова мычит, собака лает, кошка мяукает и т.д.
·       «Кто  что делает?» (подбор глаголов): швея шьет, учитель учит, строитель строит
·       «Скажи иначе», «скажи по-другому» (подбор синонимов): большой – огромный, громадный;  маленький – крохотный, мелкий; грустный – печальный, унылый и т.д.

·       «Снежный ком» (игра для большой компании). Задается тема, например, дикие животные. Первый человек называет одно слово-лиса, второй повторяет за первым и называет свое слово – лиса, волк; третий человек повторяет за первым и вторым и называет свое слово- лиса, волк, лось и т.д. Самое большое количество слов окажется у последнего игрока. 



       
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Для детей имеющих нарушения речи необходимо формировать длительный ротовой выдох. При этом нужно следить, чтобы ребенок во время выполнения этих упражнений НЕ РАЗДУВАЛ ЩЕКИ! Для этого нужно проводить следующие дыхательные упражнения:
1.   Сдуть со стола мелко нарезанную цветную бумажку, пушинку, ватку.
2.   Дуть на лежащие, на столе палочки, карандаши разной формы (круглые, граненые) и длины, стараясь отодвинуть их с места.
3. Дуть на шарики разной тяжести: пластмассовые, деревянные, резиновые.
4.   Задуть на резком и длительном выдохе пламя свечи.
5.   Поддержать в воздухе пушинку или маленький кусочек ватки на длительном выдохе.
6.   Надуть резиновые шарики, бумажные и целлофановые мешочки, язычки, дуть в дудочку, вертушку.
     7. Надувать мыльные пузыри.     
     8. Дуть на "султанчики" или на игрушку "ветерок".


Комментариев нет:

Отправить комментарий